Федеральный закон об отходах предложили дополнить арктическим разделом

Это позволит разрешить вопросы тарифообразования и транспортировки отходов, заявил председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Госсобрания Республики Саха Сахамин Афанасьев.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» необходимо дополнить арктическим разделом из-за климатических сложностей при реализации новой схемы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Такое мнение ТАСС высказал председатель постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев.

По словам парламентария, практика применения законодательства по обращению с отходами показала, что при установлении требований в этой области необходимо учитывать особенности субъектов страны, в том числе Арктической зоны и Дальнего Востока.

«Мы предлагаем внесение изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления», дополнив его арктическим разделом. Это позволит разрешить проблемные вопросы тарифообразования, транспортировки, а также увеличить число технологий, направленных на уменьшение полигонного захоронения путем термического обезвреживания отходов», — сказал Афанасьев. По его словам, парламент Якутии направил свои предложения в Госдуму.

В условиях Арктики

Парламентарий уверен, что из-за сложных климатических условий в районах Крайнего Севера затруднено строительство новых объектов по сортировке, обезвреживанию, захоронению и утилизации ТКО. «Негативное воздействие от накапливаемых отходов на окружающую среду в таких районах незначительное из-за экстремальных природно-климатических условий и вечной мерзлоты. Законопроектом предлагается увеличить срок накопления отходов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на срок до 24 месяцев», — отметил собеседник агентства.

Он напомнил, что в Якутии отмечается низкая плотность населения — лишь 0,32 человека на 1 кв км. В 40% населенных пунктов республики живут менее 1 тыс. человек. К объективным обстоятельствам, препятствующим внедрению мусорной реформы в небольших поселениях, по мнению Афанасьева, относится отсутствие санкционированных мест размещения отходов, а также лиц, предоставляющих транспортные услуги. Нет и экономической целесообразности для внутрипоселкового сбора отходов автотранспортом и последующего его вывоза на санкционированные места размещения отходов, которые зачастую находятся на значительном расстоянии.

«Отсутствие на федеральном уровне готовых, реализованных технических решений по оптимизации обращения с отходами в труднодоступных территориях, невозможность строительства новых полигонов, высокая стоимость энергоресурсов, отсутствие автомобильных дорог, нецелесообразность вывоза отходов воздушным или водным транспортом не позволяют по объективным причинам провести реформу в труднодоступных районах», — считает Афанасьев.

По его словам, годовой объем ТКО в 13 арктических районах Якутии составляет, по нормативным расчетам, 23-24 тыс. тонн. При этом региональный оператор ГУП «ЖКХ РС (Я)» в прошлом году транспортировал 18 тыс. тонн отходов из районных центров арктических районов, пояснил собеседник агентства.

Средняя стоимость строительства объектов ТКО по другим проектируемым объектам-аналогам варьируется от 50 тыс. рублей до 150 тыс. рублей за тонну. При доставке материалов в отдаленные районы в стоимости строительных и инертных материалов значительную долю будут занимать транспортные расходы.

Оценка капитальных вложений

Создание инфраструктуры обращения с ТКО в регионах идет в условиях отсутствия финансирования из федерального бюджета, отметил собеседник агентства. В связи с дотационным характером бюджетной системы нескольких регионов, в том числе Республики Саха, исполнение требований федерального закона по сравнению с другими регионами невозможно без дополнительной поддержки.

Как отметил парламентарий, организация в Якутии объектов для размещения ТКО требует значительных вложений. «Сумма требуемых капитальных вложений оценочно составляет более 15 млрд рублей в ценах 2021 года без учета затрат на небольшие населенные пункты», — сказал Афанасьев.

По его словам, в планах властей до 2030 года обустроить 203 пункта временного накопления, построить 44 объекта обработки и 16 объектов обезвреживания (в том числе 13 — для арктических районов), 17 объектов размещения отходов, 13 площадок временного хранения для отходов, не подлежащих сжиганию (для арктических районов).

Ранее сообщалось, что власти Якутии направят более 205 млн рублей на покупку спецтехники для обращения с ТКО. Всего до 2024 года планируется закупка более 25 единиц спецтехники.

Реформа отрасли обращения с отходами началась в России 1 января 2019 года. Она призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. К 2024 году только по нацпроекту «Экология» планируется построить 220 новых современных комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов. Новые национальные цели ставят высокую планку по созданию системы обращения с отходами к 2030 году. Планируется отправлять на сортировку 100% бытовых отходов, только 50% будут отправляться на захоронение.

Источник: ecoindustry.ru