Сейчас на всех уровнях большое внимание уделяется климатической повестке. Изменение климата затрагивает всех людей и все стороны нашей жизни.
В России с ее большой территорией последствия изменения климата самые разнообразные: на севере тает вечная мерзлота, на юге есть вопросы с опустыниванием и доступом к воде, в горах – рост числа селей и оползней. Особую тревогу вызывает стремительное таяние горных ледников, которые формировались тысячи лет. Защитить их можно только совместными международными усилиями.
Безусловно, к вопросам изменения климата можно относиться по-разному: от непринятия самого факта до гипертрофированного климатического алармизма. Но общая тенденция очевидна – формируется новый вектор развития общества – переход к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов. И это не ограничивается только Целями устойчивого развития ООН, Парижским соглашением по климату или климатическими целями Международной организации гражданской авиации и Международной морской организации, участниками которых выступают государства.
Частный сектор также активно вовлечен в эту трансформацию: крупные инвесторы обращают внимание на “климатический” профиль компаний, компании в свою очередь устанавливают собственные климатические цели, принимают климатические стратегии, раскрывают климатическую отчетность, учитывают ESG метрику в своей бухгалтерской отчетности. Сейчас вопросы качества такой информации находятся в особом фокусе международного внимания. В этом году под эгидой Генерального секретаря ООН создана специальная рабочая группа по борьбе с гринвошингом. Ее целью является разработка рекомендаций по оценке заявленных добровольных климатических обязательств негосударственного сектора и предотвращение “климатического популизма”. Стратегическое партнерство государства и частного капитала рассматривается как важное звено борьбы с изменением климата.
Уже сейчас в ряде стран предусмотрено обязательное раскрытие климатической информации частными компаниями и пенсионными фондами по конкретным “правилам хорошего тона” – единым формируемым международным стандартам. Например, в Великобритании это руководство Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата. США фокусируют внимание на развитии управления климатическими рисками в банковской системе. В сентябре этого года в Управлении валютного контроля – федерального агентства, осуществляющего надзор за крупнейшими банками США, – впервые введена позиция главного специалиста по климатическим рискам. Это должно позволить интегрировать риски, связанные с климатом, в финансовое регулирование. Постепенно от финансирования отрезаются “технологически грязные” компании.
Политика в области противодействия изменению климата будет успешна в случае достижения эффективной синергии между имеющимися на данный момент научными знаниями и продвинутыми технологиями, подкрепленными необходимым финансированием.
Главная цель, подтвержденная наукой, – это достижение установленных Межправительственной группой экспертов об изменении климата ограничения роста температуры до 1,5°С. Технологические решения для этого уже есть, и они продолжают развиваться и совершенствоваться.
На пути к достижению климатической нейтральности необходимо помнить о самоценности всех задач устойчивого развития – в первую очередь сокращение бедности, обеспечение доступной энергии и экономический рост.
Особый статус приобретает вопрос о финансировании перехода от традиционной экономики к экономике с низким уровнем выбросов парниковых газов. Окрашенные, ответственные финансы, которые используются для достижения всеобщего блага, должны быть исключены из любой санкционной политики.
При этом важно не забывать, что технологии, энергопереход, низкоэмиссионная экономика – это всё звенья одной цепи. Энергопереход невозможен без дублирующих источников энергии, с этим могут справиться только крупные компании с многолетним международным опытом.
“Зеленая” реформа бизнеса – это долгосрочный системный процесс, который потребует выработки детальных планов, том числе трансформации традиционно сырьевых компаний в энергетические. В целях эффективного осуществления энергетического перехода необходимо уделить особое внимание сохранению, мониторингу и развитию инфраструктуры – например, сетям, по которым передается энергия.
Ключевым инструментом станет создание глобального рынка углеродных единиц, где важную роль будут играть климатическое проекты. В настоящее время данный рынок стремительно развивается в Азии, США и Европе. Прогнозируется, что к 2030 году его объем составит более 50 млрд долларов США. В отдельных странах биржи устанавливают правила листинга для компаний, которые финансируют климатические проекты. Стоит задача гармонизировать общие унифицированные подходы как к самим проектам, так и к раскрытию соответствующей информации.
Игнорировать климатические тенденции – значит уподобиться страусу, который прячет голову в песок. Понимать, оценивать и влиять на происходящую трансформацию, иметь стратегию и политику вне зависимости от внешней конъюнктуры – это бремя лидера, то, что сейчас особенно ценно и важно.
В сентябре этого года в России запущено создание единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ. В рамках нее планируется улучшить климатическое моделирование и прогнозирование, создать системы наблюдения за таянием вечной мерзлоты, сценарии декарбонизации России и мира, а также разработать программы действий по борьбе с опустыниванием для ряда регионов нашей страны.
В дополнение к научной составляющей последовательно и взвешенно начинает формироваться национальная климатическая инфраструктура.
В прошлом году был принят Федеральный закон “Об ограничении выбросов парниковых газов”. Он вводит обязательную отчетность предприятий определенных отраслей по выбросам парниковых газов и реализацию климатических проектов на добровольной основе.
В этом году принят Федеральный закон “О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации”. Сейчас в эксперименте (с 1 сентября 2022 года по 31 декабря 2028 года) участвует Сахалинская область. На ней будет отрабатываться система квотирования парниковых газов, архитектура внутреннего рынка углеродных единиц.
В части финансирования в России разработана “зеленая” таксономия, которая предусматривает финансирование переходных проектов. В настоящее время она апробируется. Также в сентябре этого года в России проведены первые пилотные операции с углеродными единицами на Национальной товарной бирже.
В своей статье в январе этого года председатель Высшего совета партии “Единая Россия” Борис Грызлов предложил создать платформу, целью которой призвано стать обеспечение нового уровня экологического и технологического суверенитета Российской Федерации.
Уверены, что движение по климатическому треку с опорой на сохранение и развитие нашей отечественной науки, технологий, вовлечение частного капитала, гражданского общества, поддержание общественных экологических инициатив и открытость профильных дискуссионных платформ приведет к решению этой задачи.
В сентябре этого года мы провели второй Глобальный финансовый форум Ecumene 2022 – создали открытую дискуссионную площадку с участием официальных лиц науки, бизнеса и гражданского общества, направленную на выработку национальных подходов и их включение в глобальную повестку устойчивого развития.
В ближайшие годы начнут формироваться стратегия и глобальные цели развития ООН на следующие 15-20 лет, на период после 2030 года. Убеждены что устойчивое развитие всего мира невозможно без долгосрочного, успешного развития нашей страны – Российской Федерации.
Источник: ecoindustry.ru