Применение золошлаковых отходов в строительстве обсудили федеральные министерства

Вовлечение золошлаковых отходов (ЗШО) угольных тепловых электростанций (ТЭС) в хозяйственный оборот обсудили в Минстрое России.

В совещании под председательством министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзуллина приняли участие заместитель министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин, заместитель министра энергетики России Павел Сниккарс, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, генеральный директор «Сибирской генерирующей компании» Степан Солженицын, а также генеральный директор Ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова.

Золошлаковые смеси — вторичные минеральные ресурсы, которые применяются в качестве компонентов для изготовления бетонов для всех видов строительства. Применение золошлаковых материалов угольных ТЭС при строительстве автомобильных дорог – это эффективный путь их масштабного использования. Золошлаки могут применяться при сооружении насыпей земляного полотна или при строительстве укреплённых оснований дорожных одежд. В соответствии с ГОСТ 25100-2020 золошлаковый материал определён как техногенный грунт и может быть использован в качестве замены природного грунта в тех регионах где существует дефицит природного материала или его добыча экономически не выгодна.

«Применение такого рода материалов, конечно, необходимо. И инициатива по использованию золошлаков, с которой к нам пришёл бизнес, конечно, поддерживается Минстроем России. Сегодня для того, чтобы их применение было востребовано, необходим комплексный подход – это и создание качественного рыночного продукта, обеспечение доступной логистической составляющей, его ценообразование и привлекательность для потребителей и, что особенно важно — стимулирование и активное вовлечение бизнеса в этот процесс», — подчеркнул глава Минстроя России Ирек Файзуллин.

Опрос и мониторинг предприятий по производству бетона и железобетона в различных регионах показал их готовность к использованию золошлаков в производственном цикле. Но также отмечена необходимость научно-технологического сопровождения на этапе внедрения, так как сделать это силами собственных заводских лабораторий могут только отдельные предприятия с высокой компетенцией и уровнем подготовки кадров.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии России Дмитрий Тетенькин отметил, что для повышения объёмов утилизации отходов, в том числе золошлаковых, в июле 2022 года приняты изменения и дополнения в закон «Об отходах производства и потребления».

«Они предусматривают введение понятия «вторичные ресурсы» и «вторичное сырьё», устанавливают требования к обращению с вторичными ресурсами и запрет на их захоронение. Также введено понятие «побочные продукты производства», к которым могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции, выполнении работ или оказании услуг. Основная часть этих положений вступает в силу с 1 марта 2023 года. Для использования золошлаковых отходов для ликвидации горных выработок и для рекультивации земель (за исключением восстановления плодородного слоя почвы) были приняты поправки в закон «О недрах». Поправки вступят в силу с 1 сентября 2023 года», — сказал Дмитрий Тетенькин.

По его мнению, это даёт широкий спектр возможностей для применения золошлаков в различных отраслях экономики страны. При этом вопрос непосредственного вовлечения золошлаковых отходов во вторичный оборот должен основываться на экономической целесообразности и заинтересованности собственника данного вида отхода.

«По нашим оценкам, ежегодный потенциал вовлечения ЗШО составляет порядка 25 миллионов тонн. При этом строительная отрасль имеет наибольший потенциал – более 14 миллионов тонн, из них только для производства цемента– 10,6 миллиона. Для рекультивации неудобий (засыпки оврагов, карьеров и болот) можно использовать порядка пяти миллионов тонн ЗШО, пересыпки полигонов ТКО – 1,8 миллиона тонн. Наша задача – достичь к 2035 году уровня утилизации ЗШО угольных ТЭС в 50%», — сообщил заместитель министра энергетики России Павел Сниккарс.

По словам замглавы Минэнерго, работа по увеличению доли вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот уже началась: правительство России утвердило комплексный план по повышению объёмов утилизации ЗШО электростанций и котельных, начала свою работу Ассоциация развития вторичного использования сырья, разработана «белая книга», в которую включены примеры российского и зарубежного опыта применения ЗШО при строительстве дорог.

Генеральный директор Сибирской генерирующей компании Степан Солженицын выступил с докладом о состоянии дел с образованием золошлаков в России и принимаемых мерах по их утилизации.

«Энергетики готовы создавать качественный продукт и качественный сервис для потребителей. Для этого мы разработали долгосрочные инвестиционные планы и уже воплощаем их в жизнь. Но важным вопросом остаётся государственная поддержка по созданию рынка потребления и здесь нами проводится и ещё предстоит большая работа с профильными ведомствами и региональными властями», — сказал он.

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков в ходе своего выступления обозначил, что Росавтодор готов предоставить пилотные проекты применения золошлаков при строительстве автомобильных дорог.

Участники встречи приняли решение составить и до конца текущего года согласовать перечень «пилотных» проектов строительства автомобильных дорог регионального и местного значения с целью определения технико-экономической возможности применения золы-уноса и золошлаков. Использование золошлаковых материалов позволит снизить стоимость проекта по сравнению с традиционными решениями.

На встрече также обсуждался вопрос необходимости актуализации нормативно-технической документации, которая позволит расширить применение золошлаков как в дорожном строительстве, так и в производстве строительных материалов (бетона, цементов).

Справочно:

Зола-уноса — основной продукт сжигания угля на станциях, в зависимости от своих технических характеристик способна заместить до 20% объёма цемента при производстве строительных материалов, что обеспечит рост объёмов производства и снижения себестоимости строительной продукции.

Источник: ecoindustry.ru